Валерий Димитров провел первую в этом году встречу с журналистами по поводу итогов и планов работы администрации. В ходе встречи он дал оценку итогам визита в наш город на минувшей неделе руководителя Федерального агентства по надзору в сфере образования Любови Николаевны Глебовой.
– Визит очень важный, - подчеркнул глава администрации. – Рособрнадзор сегодня является агентством, которое отвечает за ЕГЭ, за процедуру лицензирования и аккредитации образовательных учреждений. Нам было важно довести до первого лица вопросы, существующие в педагогической среде. На базе 15-го лицея состоялся очень живой диалог, прозвучало много вопросов. Одна из актуальных тем: на сегодня есть много направлений, где педагог, либо школа должны формировать пакеты документов, от аккредитации и подтверждения квалификации педагога до заявки на различные гранты, участие в разных конкурсах. Вопрос в том, чтобы эти требования унифицировать. Сделать так, чтобы один раз проведя эту работу, дальше можно было направлять документы по образцу. А сейчас же педагогам приходится почти диссертацию писать, как они сами говорят.
Второе направление, как сообщил Валерий Димитров, это вопросы, связанные с ЕГЭ.
– Много было сказано и положительного, и отрицательного. Но ключевой вопрос: какого же выпускника готовят наши школы? Всестороннюю личность, либо человека, готового к профильному вузу? Дискуссия у нас продолжается. Есть сторонники и первого варианта, и второго. По второму варианту развивают систему образования передовые страны. Мне кажется, если мы хотим идти по пути инновационной экономики, то мы тоже должны стремиться формировать гражданина, который не перегружен знаниями, но является высоким специалистом в своей сфере и, кроме того, умеет применять алгоритм нахождения нужных знаний, если понадобятся.
Валерий Димитров привел в пример мнение профессора Высшей школы экономики Льва Любимова, занимающегося модернизацией образования, который несколько лет назад приезжал с лекцией в Саров. Любимов приводил пример экономик, которые показывают высокие темпы развития.
– Любопытный факт: десятилетние российские школьники демонстрируют самый высокий уровень IQ. Но к 15-и годам становятся на 42-е место. Что же происходит? Сейчас передовые школы – в Южной Корее и Финляндии. А раньше считались лучшими традиционные системы образования в Швейцарии и Англии. Новые условия экономического и социального развития, современные технологии требуют другого подхода, не классического, а ориентированного, - считает Валерий Димитров. – Формула Любимова следующая: правильней за год прочитать не 50 книг, а 5 или 6, но совместно с учениками. И заинтересовать их. Дать им алгоритм общения с книгами. Если человек обладает способностями узнать больше о физике, он все равно туда придет.
Профильная направленность школ есть уже сейчас, отметил Валерий Димитров. Педагогический состав там выстроен, направленность выстроена. И поэтому результаты хорошие.
– А что делать с обычно школой? Опять же по ЕГЭ вопросы. С какого времени проводить? У финнов, например, первый экзамен учащийся сдает в 18 лет. А до этого проводится мягкое тестирование. Результаты промежуточных тестов не влияют на конечные итоги, но выявляют способности и направленности. Поэтому даются рекомендации родителям: смотрите, ваш ребенок может стать талантливым вот в этой сфере. А не так, когда отец-скрипач тянет ребенка, увлеченного спортсмена, в музыку. Так что в этой сфере очень много вопросов. Есть и вопросы полномочий. Кому определять политику образования? Министерству образования или субъектам? Достаточно много чего, как выяснилось, передано субъектам. Возможности прописывать детали учебных стандартов.
Глава администрации Сарова отметил, что руководитель Рособрнадзора согласна, что образование – тонкая сфера, что основные вопросы курирования субъектов должно быть централизованными.
– Опыт передовых стран показывает, что политика образования – это политика центра. Школа сегодня единственный институт, через который проходит вся нация. От того, какими мы увидим выпускников, зависит будущее страны.
– Если говорить про положительные факты, то сейчас идут объективные оценка и спокойные дискуссии, нет ажиотажа, – продолжил Валерий Димитров. – Если вот только летом был скандал со списыванием. Но, как было подчеркнуто, задача Рособрнадзора оперативно реагировать, фиксировать нарушения и проблемы.
Можно сказать применительно к тому же ЕГЭ, что техника развивается очень стремительно. Внесли в закон запрет использования мобильных телефонов. Но есть и телефоны, которые не увидишь. Но можно же техническими способами ограничить связь в помещении.
Когда разовые нарушения, это ничего страшного для системы не приносит. Но на ЕГЭ производится независимая оценка. Это важно. Система требует, да, усовершенствования. Например, проблема в том, что по общим баллам мало заинтересованный в предметах обучения в данном вузе выпускник может обойти талантливого в этой сфере. Поэтому сейчас для профильных предметов решено внести коэффициент.
Еще одна тема, которая тоже обсуждалась, – развитие не просто общего образования, а комплекса.
– Мы в очередной раз подняли вопрос о создании центра одаренных детей (физиков и математиков), либо профильных школ-интернатов для Росатома. У нас есть такие возможности, и даже инфраструктура. Можно принимать решение о создании такого учреждения, – отметил глава администрации Сарова. – Все равно родители будут везти детей туда, где им дадут качественное образование или будут перспективы хорошей работы.
Как отметил глава администрации Сарова, Росатом поставил задачу стать работодателем номер один. Это повысит интерес к профильному обучению в этой сфере, уверен Валерий Димитров.
– Мы уже говорили, что на базе СарФТИ будет развиваться МИФИ, Национальный исследовательский ядерный университет.
Кроме того, как подчеркнул глава администрации Сарова, есть большой запрос и по спортивному обучению. Запрос на подготовку лыжников, футболистов, борцов.
– Со всей нашей округи не только хотят направлять детей на учебу в Саров по самым разным направлениям, – констатировал глава администрации города.
фото с сайта adm.sarov.ru