Когда-то ее шутливо называли «балабайка» и «балаболка», а ныне это – виртуозный концертный инструмент, вошедший в золотой фонд отечественной культуры.
Когда решила сделать интервью с балалаечником, оказалось, что в городе на сегодня есть всего один человек, профессионально играющий на этом русском народном инструменте – преподаватель музыкальной школы им. М. А. Балакирева Константин Махорт. Любой саровчанин, посещающий городские мероприятия, непременно слышал его игру: самобытную и эмоциональную, яркую, техничную и артистичную. Он лауреат республиканского конкурса исполнителей в Донецке, Всероссийского конкурса среди преподавателей ДМШ в Волгограде, лауреат конкурсов городов ЗАТО.
Всегда интересно, как попадает в руки тот или иной музыкальный инструмент, особенно такой – не самый популярный и элитный. Константин Александрович рассказал, что его дед, будучи офицером, играл в духовом оркестре и своего сына решил приобщить к музыке.
К. Махорт:
– Отец привел меня во дворец пионеров в кружок русских народных инструментов, который вел педагог-балалаечник из музыкальной школы. Правда, он тут же забрал меня в школу, сказав, что учиться я буду там! Как-то сразу с инструментом нашел общий язык, но о карьере музыканта не думал. Мечтал, как многие мальчишки, про дальние страны, про морские путешествия и видел себя моряком. Меж тем в музыкалку бегал, успешно выступал на концертах, конкурсах, и папа стал ориентировать меня в сторону музыки. Мол, если талант, то зачем зарывать его в землю.
Так с благословения отца Константин Махорт поступил в музыкальное училище, а затем и в Одесскую государственную консерваторию. Годы учебы вспоминает с благодарностью: необыкновенно творческую атмосферу, педагогов, сам город. Трудиться пришлось много. Как и пианисты, скрипачи, уделял много времени занятиям на инструменте. Лауреатом республиканского конкурса он стал еще студентом второго курса консерватории. Кстати, он один из двух лауреатов этого конкурса во всей Нижегородской области.
– Балалайка когда-то считалась инструментом скоморохов и пастухов. Действительно, с виду незамысловата: гриф, три струны. И что можно сделать с таким небогатым набором?
– А если учесть, что две из них имеют одну высоту, то, по сути, там вообще две струны. Но балалайка – это русский гениальный инструмент.
На нем можно играть все: от народной музыки, классики до рока, джаза. Для тех, кто владеет техникой, границ нет.
– Как балалайка уживается с современными инструментами?
– Легко и комфортно. Недавно в интернете увидел, как один современный рок-музыкант во время своего выступления взял и поменял свою гитару на балалайку и забабахал на ней соло. И внимание привлек, и звучание оживил. Так что знатоки используют и применяют ее необычное и самобытное звучание в своих выступлениях. Сейчас балалайка становится популярной.
– Насколько этот инструмент популярен в Сарове?
– В последнее время дети стали приходить учиться в музыкальную школу на балалайку, причем не по остаточному принципу, а целенаправленно. И это сказывается в лучшую сторону и на отношении к инструменту, и на качестве обучения.
– Владеете смежными инструментами?
– Если овладел балалайкой, то домра, гитара, любой щипковый инструмент подвластен. Сам я не только играю на гитаре, например, но и преподаю игру на ней. У меня сейчас поровну учеников и в том, и в другом классе. И, кстати, талантливые ребята есть везде. Из балалаечников еще недавно «гремели» лауреаты всероссийских, областных конкурсов: Александр Карпушов, Григорий Горбушкин. Сейчас учатся Владимир Горняев, подрастает Валерий Баранов. И среди гитаристов много одаренных ребят, которые также успешно занимают высокие места на различных конкурсах.
– Это мужской инструмент?
– Мальчиков, конечно, больше учится. Струны у нее жестче, чем у гитары, поэтому разбивать пальцы в кровь – дело обычное. Хотя есть исключения – Вера Макарова. Она первая и пока единственная в России балалаечница, завоевавшая среди мужчин призовое место на престижном международном конкурсе «Кубок Севера», что проходит в Череповце. Мэтры музыкального искусства зовут ее лучшей из балалаечниц всех времен. В Саров приезжал композитор, балалаечник-виртуоз Алексей Архиповский. Он занимается полезным делом, показывает безграничные возможности этого удивительного инструмента. Кстати, после его гастролей народ активизировался и интерес к балалайке возрос. Недавно умер наш земляк, нижегородец Михаил Рожков – известнейший балалаечник. У него в свое время брал уроки знаменитый пианист Ван Клиберн, который был потрясен нашей балалайкой.
– Где взять хороший инструмент?
– Все балалайки мастеровые и выпускаются мастерами поштучно. Так что качество зависит от изготовителя. Самые знаменитые мастера известны с 19 века. Семена Налимова называют русским Страдивари. В 20 веке М. А. Купфер – инженер, авиационный конструктор, влюбившийся в этот инструмент настолько, что стал его создавать. Самые известные мастера современности Е. Виноградов, В. Шустов. В Москве многие виртуозы гоняются за балалайками этих мастеров. У меня инструмент тоже известного мастера И. Емельянова. Сейчас уровень мастеров-изготовителей ничем не отличается от классических струнно-смычковых. Они также занимаются сложнейшим физическим и акустическим расчетом, чтобы создать действительно стоящий инструмент. И стоимость таких балалаек – от 300 тысяч рублей.
– Сколько нужно заниматься, чтобы хорошо играть?
– У каждого, наверное, свои нормы. Из-за специфики инструмента, пока не набьешь профессиональные мозоли на пальцах, много сразу не поиграешь. Когда учился, в день занимался в общей сложности по 6 часов. И сейчас занимаюсь для поддержания формы. Вообще балалайка – спутник по жизни. Однажды попробовал поиграть во время полета на воздушном шаре. Просто было интересно, как звучит инструмент в воздухе. Необычное ощущение, когда играешь, поднявшись над городом.
– Вы – солист или любите играть в составе группы?
– У нормального музыканта, окончившего консерваторию, должна быть потребность сольного выступления. Сама балалайка – не аккомпанирующий, а солирующий инструмент. Поэтому, конечно, нравится выступать сольно. Вот уже 20 лет аккомпанирует пианистка, педагог нашей школы Марина Кирпичева. С удовольствием играю и в составе любого ансамбля. Почти 15 лет играл в дуэте с гитаристкой Натальей Захаровой. После ее назначения на должность директора стал выступать с гитаристкой Еленой Тимошкиной. Думаю, многие знают наш семейный дуэт: я и Наталья Махорт – баян. Играю в ученическом оркестре русских народных инструментов, в ансамбле народной песни при ДК РФЯЦ-ВНИИЭФ «Сказ», руководитель А. Белухин, «Сударушка» у Людмилы Карупушовой в составе аккомпанирующей группы – тоже интересно.
– То есть у вас не просто семья, а музыкальный слаженный дуэт?
– Ну да, мы оба – народники. Супруга преподает и баян, и аккордеон, хотя она – баянистка. Мы вместе учились в училище в Кривом Роге и потом разъехались по разным консерваториям. Встретились случайно и совсем по-другому посмотрели друг на друга.
– Ваши дети учились в музыкальной школе?
– Конечно. Старшая дочь, Анна, окончила класс фортепиано у Людмилы Авдеевой, а Ксюша еще учится на хоровом отделении. Это был их выбор. Хотя были моменты, когда и желания поубавилось, и бросить хотели, но мы с женой старались найти аргументы. Основной – учеба не на результат, а для себя. Это и интересно, и полезно. Конечно, учиться чему-либо, а тем более музыке – это труд, преодоление собственной лени, слабости. И это относится не только к моим детям, а ко всем ученикам. Практически все через это проходят. Но знаете, как приятно, когда мои ученики приводят ко мне своих детей.
Балалайка сегодня набирает популярность не только в нашей стране. На одном из последних международных конкурсов исполнителей-балалаечников им. Андреева в Москве гран-при взял китаец. Один удивительный британец с польскими корнями Бибс Эккел (Bibs Ekkel), виртуоз игры на самом русском национальном инструменте, самостоятельно овладел искусством игры на балалайке и русским языком. На вопрос «А что для вас балалайка?» отвечает просто и по-русски: «Это моя любовь, самый лучший и красивый в мире незаменимый инструмент».
Т. Никольская, фото из архива К. Махорта
Автор: Наш корр.