Пой, моя птиченька!

Фото: sarovpressa.ru

Ее спокойный зелено-бурый цвет сразу отсылает к илистым заводям Волги, к болотным заповедным лесам России, к той самой таинственной и непостижимой русской душе с водяными, домовыми, лешими, русалками, Макошью и Перуном…

Про этот маленький кусочек глины, превращенный рукой человека в духовой инструмент и универсальный оберег, мне и довелось узнать на фестивале «Моя провинция» в Костроме.

Речь идет о петровской глиняной окарине (свистульке). Устроена вроде бы нехитро, весь ее механизм – полость в теле, в которую вдувают воздух. И о ней знало не так уж много народу, пока в 2014 году в Костроме не появился музей «Петровской игрушки». Создали его на собственные средства предприниматели Михаил Шмаров и Светлана Пиманова – лауреаты премии Центрального федерального округа за сохранение традиций в народном искусстве. Вот в это уютное место, украшенное льняным кружевом и цветами, мы и пришли в гости.

Петровские горшечники изготовляли игрушку в придачу к горшку – не везти же покупателю домой пустую посуду? А тут и оберег, и детская забава, и музыкальный инструмент. Вот и зажила игрушка самостоятельной жизнью, являясь средоточием крестьянского мира – простенькая и теплая.

Сама деревня Петровское когда-то была большой и справной – в 90 километрах от Костромы и в 25 км от знаменитого села Сусанино. Глина Петровского не была высокого качества – тощая, брали ее не в одном месте, и обладатели ям с жирным сырьем были прямо-таки богачами. Но «тощесть» глины, как ни странно, сослужила хорошую службу художественной стороне промысла – даже горшки было удобнее делать руками, что придавало чуткость пальцам и вызывало желание выйти из рамок ремесла. В каждом дворе было по 3-4 мастера, каждый из которых в зимнюю пору изготовливал до 70 горшков в день! Ремеслом начинали овладевать буквально с младых ногтей – каждый ребятенок с малолетства месил глину ногами… Обжигали горшки и свистульки в печах, обливая стеклянной глазурью.

Из последних мастеров Петровского самый известный – Павел Алексеевич Иванов, бесспорный художник глины, в музее его игрушки – на почетнейшем месте. Интересно, что сын его Вячеслав Павлович – впоследствии председатель сельсовета села Буякова, тоже пробовал себя в промысле, но однажды получил крутую отцовскую отповедь: «Не переводи глину». А может, и зря… Стоят ведь в музее два шкафа с игрушками – одна отца, другая – сына. Может, во втором шкафу игрушечная компания и попроще, но и она – живая и дышит.

В 1984 году умер старый мастер, и совсем было захирело старинное искусство, но четырьмя годами позже в Костроме появился новый умелец – Михаил Шмаров. Пришел в промысел из милиции, не испугавшись крутого жизненного поворота, и, по собственному признанию, ни разу об этом не пожалел.

Кукушка – свистушка

Мы садимся за стол, и перед каждым из нас лежит кусок глины, в который мы за какие-то полчаса вдохнем жизнь. Для начала понять бы, кого лепить…

Канонические образы петровской игрушки – это кукушка, конь и утка. Утка несет тайну продолжения рода, в ней яйцо (а в яйце – по русским народным сказкам – тайна жизни и смерти). Конь – жизненная сила и мощь, трудолюбие и скорость. А кукушка – вещая птица. Она знает прошлое и будущее. За эту вещунью мы и взялись, прельстившись ее статью и царским кокошником.

Руководимые уверенной Светланой, мы скатали полую конусообразную фигуру. Закруглив ее на манер бутона, стали наращивать ей голову, ножки и хвост. Самое главное – любовно разглаживая, срастить все детали друг с другом, чтобы нигде не выделялись швы. Так и хочется при этом приговаривать «лепись, моя птиченька, живи, моя милая»… Игрушку делают на весу, чтобы ее священная полость не примялась под весом своих же боков.

Особенностью моей «птиченьки» оказалась вполне заметная горбоносость, точнее горбоклювость, смешные толстые ножки-подпорки и перенасыщенность орнамента – так и хотелось всю ее с ног до головы зататуировать вот таким вот глиняным «мехенди».

Светлана улыбнулась: все три наши птицы оказались совсем не похожи – одна фламинго, вторая удод, только третья вполне себе кукушка. «Это не страшно – у каждого мастера свой стиль». Осталась ювелирная работа – точным движением проделать отверстие, которое заставит птицу петь. Это тонкое дело поручили Михаилу Александровичу.

Сейчас в мастерской работают шесть мастеров: Михаил Шмаров – учитель и пять девушек. И у всех свой почерк.

Основательница музея рассказывает о черных годах петровской игрушки – эпохе 60-х. Политика Никиты Хрущева была направлена на «обгоним и перегоним», и в нее не очень вписывались деревенские кустари со своим «баловством». Да и к тому же неудобны предпринимательской независимостью, хоть и платят налоги. Вот и решили, что труд колхозника более эффективен.

Спрашиваю – в чем отличия петровской игрушки от глиняных собратьев из других регионов? В первую очередь, гордая посадка головы, которую обеспечивает длинная шея. Далее – необычный объемный силуэт в три диагонали, который при статичном фасе сообщает профилю живость и динамичность. И вот эта крестьянская зелено-бурость, иногда переходящая в цвет Ярилы – оранжево-желтый, и ямочно-гребенчатый орнамент, вообще характерный для древнего гончарного искусства так называемой «эпохи земледелия» – люди украшали им не только игрушки, но и посуду.

Раньше, когда игрушка была спутником горшка, ее делали только мужчины. Обеспечив ей, скажем так, унифицированный вид. А сейчас прекрасные дамы взяли ремесло в свои ручки и… привнесли в игрушку цвет. Хорошо это или плохо? Светлана Пиманова считает, что неплохо. Что делать, если все меняется? Основы-то сохраняются, традиции живы. Просто сама игрушка, обретая многоцветность, урбанизируется, отрывается от земли.

Кстати, среди глиняных персонажей есть и люди – скоморохи и музыканты. А также – языческие божества. Мокошь, например.

Мастерство не купишь

С. Пиманова:

– Когда вы приходите к нам и лепите впервые, то у вас на десять движений – только одно верное. А у мастера нет неверных движений. Он годами трудится и добивается чистоты и отточенности. Я первые работы наших девчонок храню, чтобы они видели свой рост. Не у всех есть художественное образование, но с опытом приходит чувство глины, пластика.

Когда мы делали первые шаги в возрождении петровской игрушки, нас буквально уничтожали искусствоведы – «нет такой игрушки и точка!». Со временем таких голосов слышится все меньше, но музеи не спешат закупиться коллекцией петровской игрушки. Иногда просят – дайте битую. Мы жмем плечами – что это за экспонаты? И даже сейчас «Каталог нематериально-культурного наследия» не содержит упоминания о нашем промысле. Достучаться не можем никак. Хотя поклонников среди гостей музея, в том числе и иностранцев, становится все больше. Кстати, в свое время игрушка даже попробовала себя в роли валюты. Старьевщики закупали ее обозами и обменивали на всякую утварь – старый сарафан конвертировался в три игрушки, например. А Михаил Александрович сам признался, что мальчиком выменял свою первую игрушку на старое ватное одеяло.

Россия – родина крокодилов?

Татьяна Колесова родом из Галича. Она – лучший друг и желанный гость музея и, наверное, единственный в мире профессиональный музыкант, чей инструмент – петровская игрушка. В ее руках поют серебряными голосами кукушки, утки, петухи и гуси. А заодно и кони, слоны, олени и жирафы. Когда я засомневалась в… мммм… аутентичности этой живности, Татьяна горячо возразила – русские мужики все знали про южных соседей. В летописях же есть упоминание о «страшном звере крокодиле»! Выбирая мне изделие, Татьяна пробует на звук одну фигурку за другой. Обладателем самого чистого голоса оказался жираф. Его я и отправила в сумку… В свободное время буду учиться на ней играть.

Кстати, Татьяна закончила Буйское музыкальное училище по классу фортепиано, но духовник отец Анастасий (галичский священник) благословил ее на омузыкаливание старинной игрушки. Да-да, не удивляйтесь – у батюшки диплом искусствоведа. Так и усмотрел покойный священник в промысле духовную суть.

Т. Колесова:

– В народном театре города Галича прошла премьера спектакля «Аве, Мария Ивановна». Так музыкальное сопровождение в нем – мое. Послушайте, какая атмосфера у моих свистулек…

А что же в самом Петровском? Сейчас в селе всего три двора. И на три двора один живой мастер – Валентин Константинович Веселов 1932 года рождения. Правда, последние годы ничего не лепит. Глину-то обжигали в печке по-черному, но последняя печурка сломалась в 2000 году… Жаль.

И. Егорова-Крекнина, фото автора

Автор: Наш корр.

 
По теме
Евгений Лебедев - НИА Нижний Новгород Евгений Лебедев Фото: НИА "Нижний Новгород" НИА "Нижний Новгород" - Алёна Вдовиченко Председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Лебедев решил не входить в состав комитетов после того,
19.07.2018
 
Стратегия цифровизации - Городская Дума г. Саров В Нижнем Новгороде 17 июля состоялось открытое совещание «Цифровая экономика» с участием ведущих ИТ-компаний и отраслевая стратегическая сессия по теме «Информационные технологии» в рамках обсуждения проекта «Стратегии р
19.07.2018
Профильный комитет ЗС НО одобрил увеличение расходов облбюджета-2018 на 266 млн рублей - НИА Нижний Новгород Фото: НИА "Нижний Новгород" НИА "Нижний Новгород" - Алёна Вдовиченко Комитет Законодательного собрания Нижегородской области по бюджету и налогам одобрил увеличение расходов областного бюджета на 266 млн рублей.
19.07.2018
 
СМИ: задержан бывший заместитель прокурора Нижегородской области - АиФ Н.Новгород Генерал в отставке был задержан по подозрению в убийстве соседки Александр Ефанов / АиФ Бывший заместитель прокурора Нижегородской области Виктор Морозов задержан по подозрению в убийстве соседки,
18.07.2018 АиФ Н.Новгород
Дзержинский городской суд вынес приговор 42-летнему местному жителю. Он признан виновным в том, что сел пьяным за руль автомобиля и совершил ДТП, в котором погиб его знакомый.
19.07.2018 Дзержинск.рф
Причиной пожара стало короткое замыкание электропроводки Виктор Михалёв / АиФ Пожар произошел вечером 17 июля в многоквартирном доме на улице Адмирала Васюнина в Советском районе Нижнего Новгорода,
18.07.2018 АиФ Н.Новгород
Дзержинскому театру драмы и Дзержинскому театру кукол выделили почти 12 млн субсидий - Администрация г. Дзержинск Средства будут направлены на создание новых постановок и укрепление материально-технической базы театров   Дзержинский театр драмы и Дзержинский театр кукол получили субсидии на общую сумму 11, 658 млн рублей .
19.07.2018 Администрация г. Дзержинск
Когда-то ее шутливо называли «балабайка» и «балаболка», а ныне это – виртуозный концертный инструмент, вошедший в золотой фонд отечественной культуры.
17.07.2018 Городской курьер
С помощью мобильного приложения нижегородцы смогут узнать о культурных мероприятиях pixabay.com Специальное мобильное приложение поможет нижегородцам спланировать и организовать культурный отдых,
19.07.2018 АиФ Н.Новгород
Профильный комитет ЗС НО одобрил увеличение расходов облбюджета-2018 на 266 млн рублей - НИА Нижний Новгород Фото: НИА "Нижний Новгород" НИА "Нижний Новгород" - Алёна Вдовиченко Комитет Законодательного собрания Нижегородской области по бюджету и налогам одобрил увеличение расходов областного бюджета на 266 млн рублей.
19.07.2018 НИА Нижний Новгород
Чемпионат мира по футболу - 2018, который проходил и в Нижнем Новгороде, закончился.
18.07.2018 Газета Нижегородский рабочий
Евгений Лебедев - НИА Нижний Новгород Евгений Лебедев Фото: НИА "Нижний Новгород" НИА "Нижний Новгород" - Алёна Вдовиченко Председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Лебедев решил не входить в состав комитетов после того,
19.07.2018 НИА Нижний Новгород
Евгений Лебедев Фото: НИА "Нижний Новгород" НИА "Нижний Новгород" - Алёна Вдовиченко Председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Лебедев решил не входить в состав комитетов после того,
19.07.2018 НИА Нижний Новгород
Фото: NewsNN Для обеспечения безопасного движения по Волжской набережной часть грунта, оказавшегося на проезжей части после ливня, была убрана силами подрядной организации, отвечающей за содержание улично-дорожной сети района.
19.07.2018 NewsNN.Ru