Сокращения и рост цен на билеты. К 2018 году предприятие должно стать безубыточным, даже если потребуются самые жесткие меры.
В последние несколько лет кажется, что Горавтотранс, будто смирившийся со своей участью безнадежный больной, впал в прострацию. Лишь стремительная смена директоров свидетельствует, что предприятие живо. В основном на этом свете его держит терапия дотаций. В 2015 году из городского бюджета было выделено 93 млн, в 2016-м – почти 99 (пришлось добавить 6 млн из-за недофинансирования из области). Водители пишут петиции и готовы митинговать, требуя повышения зарплаты. Депутаты, чиновники и нынешнее руководство на встречах и комитетах ищут причины кризиса и пути выхода из него.
Самый очевидный вариант – поднять стоимость проезда. Обсуждался скачок с 16 до 20 рублей.
Цена льготных проездных (для пенсионеров, школьников и т. п.) в любом случае останется без изменений. Для остальных, хотя расходы на «горючку», запчасти и прочее росли, действующий тариф не менялся с 2013 года. Когда-то он был установлен правительством области, а с января 2017-го эти полномочия переданы органам местного самоуправления. Увеличение позволит сохранить размер субсидии из городского бюджета на уровне 2015 года. Совсем отказаться от нее пока не получится. Сегодняшняя стоимость билета – 16 рублей – в среднем составляет 34% себестоимости перевозки пассажира, а предполагаемые 20 рублей покроют 42%.
Бизнес-дефект
Уже сегодня тарифы в ряде городов области выше, чем в Сарове. Дзержинск – 18, Нижний Новгород, Арзамас – 20 рублей. Своему МУП Арзамасская администрация в качестве поддержки закупила 135 новых автобусов.
На одном из комитетов прозвучала информация о городах «десятки». Субсидии там тоже обычное дело. Они зачастую меньше, но и стоимость проезда выше. Если в Сарове это 93 млн и 16 рублей, то в Железногорске – 80 млн и 22 рубля. В Озерске субсидия составляет 55 млн, а с конца мая стоимость проезда вырастет до 23 рублей.
Может, действительно, как ратуют отдельные активисты, надо разогнать муниципалов, отдав перевозки в эффективные частные руки?
Индивидуальный предприниматель Алексей Мизгирев (49-й маршрут):
– Я полностью согласен, что необходимо повышать тариф. Все дорожает, а пассажиропоток уменьшается. Предприятия еле выживают. Даже 20 рублей недостаточно для содержания автопарка в нормальном состоянии.
Директор департамента городского хозяйства Сергей Лобанов:
– Еще в 2014 году проводили эксперимент: весь август маршруты «4» и «4а» обслуживали частные перевозчики на своих «фиатах». Через месяц они предоставили нам расчеты. На каждый из маршрутов им требовалась ежегодная субсидия порядка 5 млн рублей. Это, повторю, в ценах 2014 года.
И расчеты эти велись для востребованных маршрутов с недлинными перегонами между остановками. Горавтотранс же перевозит пассажиров, например, на ту же Протяжку, в с/о «Союз». Поставь сюда частника, долго ли выдюжит? А переведи Горавтотранс на коммерческие рельсы, не взбунтуются ли горожане, которым предложат поездки по реальной себестоимости – практически 50 рублей?
Дуо-баланс
Иван Ситников, депутат:
– Сразу скажу: я приму новый тариф. Но только и нам, и администрации, и Горавтотрансу всем вместе надо думать, как выйти из кризиса.
Депутаты понимают, что любое повышение стоимости проезда болезненно для горожан. Даже если эта стоимость не поднималась 4 года. Поэтому ищут баланс, уравновешивая нужды предприятия и пассажиров. Да и перевозчик, утверждают специалисты, не просто сидит на дотационной игле.
Сергей Лобанов:
– Горавтотранс занимается оптимизацией расходов, иначе субсидии ему бы не хватало. Для примера. В 2007 году было 580 рейсов. Сейчас – 360. Маршрутная сеть оптимизируется, издержки сокращаются. Это позволяет предприятию жить при стабильной субсидии, несмотря на инфляцию.
Помимо работы с маршрутной сетью ведутся переговоры с частными перевозчиками. Часто бывает, что маршрутка обгоняет автобус и едет чуть впереди, собирая пассажиров (и выручку). Сейчас пытаются согласовать расписание, чтобы частники оставляли временной зазор, вклиниваясь между автобусами. Пассажиров хватит на всех. В прошлом году муниципальные «ЛиАЗы» перевезли их больше 3 миллионов.
На автобусы установили подключенные к системе ГЛОНАСС датчики, чтобы исключить воровство топлива. Любое изменение уровня в автобусных баках тут же отразится в онлайн-графике.
Болезненной, но необходимой мерой может стать сокращение штата. Автопарк изношен, и в ближайшее время водителей, вероятно, окажется больше, чем требуется для имеющихся автобусов на ходу.
Игорь Кузнецов, директор Горавтотранса:
– Мои работники – тоже жители города. Они тоже надеются на вас, депутаты.
А депутаты, предварительно, склоняются к компромиссному решению – повышению стоимости проезда не на 4, а на 2 рубля. На что пойдут эти деньги?
Эко-выгода
В приоритете у руководства – зарплата водителей, работников ремонтно-механических мастерских, кондукторов. Тех, от кого напрямую зависит выполнение главной задачи предприятия. Тех, кто годами сдерживал недовольство от замершей суммы в расчетнике.
В первую очередь повышение платы за проезд отразится на водителях. Они получают процент с продажи билетов. Тариф увеличится, и сумма окажется больше.
Кроме того, в планах покупка новых автобусов.
Последний раз автопарк предприятия обновлялся в 2009 году. Тогда купили 13 новых автобусов. Срок службы – 8 лет. Даже последним приобретениям пора на отдых, а ведь ездят «ЛиАЗы» 2003, 2006 и даже 1998 годов выпуска.
Механики Горавтотранса – золотые руки – умудряются держать на ходу эту технику, обеспечивая не просто выход в рейс, но и его безопасность для пассажиров. А сломайся автобус – водители в минусе. Во время простоя им выплачивается 2/3 средней заработной платы. «Конечно, лучше на линию», – говорят они.
Модернизируя работу, сейчас в Горавтотрансе внедряют систему валидаторов. Пока транспортные карты разрабатываются. В перспективе можно будет, как в Москве, купить карточку, пополнить счет, активировать и ездить, списывая электронные средства, а не бренча монетками. Сбербанк, обменивая зарплатные банковские карты, новые выдает с уже интегрированным транспортным приложением. Свои карты будут для пенсионеров, студентов, школьников (ведутся переговоры, чтобы ученики могли расплачиваться деньгами с транспортной карты даже в школьных столовых).
Мы уже рассказывали, что Горавтотранс хотел бы закупить электробусы. Представители думы, администрации ездили в Набережные Челны, смотрели технику. Есть расчеты: стоимость обслуживания автобуса, обеспечивающего его суточный пробег, составляет 3-4 тысячи. Это не только заправка, но и иные расходы. Обслуживание электробуса обойдется в 500-800 рублей, окупая его за несколько лет.
Экономично, экологично, выгодно, но… дорого. Электробус на 22 посадочных места стоит около 18 миллионов, а партия должна быть не меньше 10 штук. Даже с учетом скидок и шагов навстречу у предприятия (да и городского бюджета) таких денег нет. Это не означает, что от идеи откажутся. Предприятие должно развиваться.
Работа продолжается. Руководство Горавтотранса, администрация и депутаты ведут ее вместе. Будем надеяться, что доведут до победного, безубыточного конца.
Т. Володина, фото Е. Пегоевой
Автор: Татьяна Володина