Транс Горавтотранса

Транс Горавтотранса
Фото: sarovpressa.ru

Сокращения и рост цен на билеты. К 2018 году предприятие должно стать безубыточным, даже если потребуются самые жесткие меры.

В последние несколько лет кажется, что Горавтотранс, будто смирившийся со своей участью безнадежный больной, впал в прострацию. Лишь стремительная смена директоров свидетельствует, что предприятие живо. В основном на этом свете его держит терапия дотаций. В 2015 году из городского бюджета было выделено 93 млн, в 2016-м – почти 99 (пришлось добавить 6 млн из-за недофинансирования из области). Водители пишут петиции и готовы митинговать, требуя повышения зарплаты. Депутаты, чиновники и нынешнее руководство на встречах и комитетах ищут причины кризиса и пути выхода из него.

Самый очевидный вариант – поднять стоимость проезда. Обсуждался скачок с 16 до 20 рублей.

Цена льготных проездных (для пенсионеров, школьников и т. п.) в любом случае останется без изменений. Для остальных, хотя расходы на «горючку», запчасти и прочее росли, действующий тариф не менялся с 2013 года. Когда-то он был установлен правительством области, а с января 2017-го эти полномочия переданы органам местного самоуправления. Увеличение позволит сохранить размер субсидии из городского бюджета на уровне 2015 года. Совсем отказаться от нее пока не получится. Сегодняшняя стоимость билета – 16 рублей – в среднем составляет 34% себестоимости перевозки пассажира, а предполагаемые 20 рублей покроют 42%.

Бизнес-дефект

Уже сегодня тарифы в ряде городов области выше, чем в Сарове. Дзержинск – 18, Нижний Новгород, Арзамас – 20 рублей. Своему МУП Арзамасская администрация в качестве поддержки закупила 135 новых автобусов.

На одном из комитетов прозвучала информация о городах «десятки». Субсидии там тоже обычное дело. Они зачастую меньше, но и стоимость проезда выше. Если в Сарове это 93 млн и 16 рублей, то в Железногорске – 80 млн и 22 рубля. В Озерске субсидия составляет 55 млн, а с конца мая стоимость проезда вырастет до 23 рублей.

Может, действительно, как ратуют отдельные активисты, надо разогнать муниципалов, отдав перевозки в эффективные частные руки?

Индивидуальный предприниматель Алексей Мизгирев (49-й маршрут):

– Я полностью согласен, что необходимо повышать тариф. Все дорожает, а пассажиропоток уменьшается. Предприятия еле выживают. Даже 20 рублей недостаточно для содержания автопарка в нормальном состоянии.

Директор департамента городского хозяйства Сергей Лобанов:

– Еще в 2014 году проводили эксперимент: весь август маршруты «4» и «» обслуживали частные перевозчики на своих «фиатах». Через месяц они предоставили нам расчеты. На каждый из маршрутов им требовалась ежегодная субсидия порядка 5 млн рублей. Это, повторю, в ценах 2014 года.

И расчеты эти велись для востребованных маршрутов с недлинными перегонами между остановками. Горавтотранс же перевозит пассажиров, например, на ту же Протяжку, в с/о «Союз». Поставь сюда частника, долго ли выдюжит? А переведи Горавтотранс на коммерческие рельсы, не взбунтуются ли горожане, которым предложат поездки по реальной себестоимости – практически 50 рублей?

Дуо-баланс

Иван Ситников, депутат:

– Сразу скажу: я приму новый тариф. Но только и нам, и администрации, и Горавтотрансу всем вместе надо думать, как выйти из кризиса.

Депутаты понимают, что любое повышение стоимости проезда болезненно для горожан. Даже если эта стоимость не поднималась 4 года. Поэтому ищут баланс, уравновешивая нужды предприятия и пассажиров. Да и перевозчик, утверждают специалисты, не просто сидит на дотационной игле.

Сергей Лобанов:

– Горавтотранс занимается оптимизацией расходов, иначе субсидии ему бы не хватало. Для примера. В 2007 году было 580 рейсов. Сейчас – 360. Маршрутная сеть оптимизируется, издержки сокращаются. Это позволяет предприятию жить при стабильной субсидии, несмотря на инфляцию.

Помимо работы с маршрутной сетью ведутся переговоры с частными перевозчиками. Часто бывает, что маршрутка обгоняет автобус и едет чуть впереди, собирая пассажиров (и выручку). Сейчас пытаются согласовать расписание, чтобы частники оставляли временной зазор, вклиниваясь между автобусами. Пассажиров хватит на всех. В прошлом году муниципальные «ЛиАЗы» перевезли их больше 3 миллионов.

На автобусы установили подключенные к системе ГЛОНАСС датчики, чтобы исключить воровство топлива. Любое изменение уровня в автобусных баках тут же отразится в онлайн-графике.

Болезненной, но необходимой мерой может стать сокращение штата. Автопарк изношен, и в ближайшее время водителей, вероятно, окажется больше, чем требуется для имеющихся автобусов на ходу.

Игорь Кузнецов, директор Горавтотранса:

– Мои работники – тоже жители города. Они тоже надеются на вас, депутаты.

А депутаты, предварительно, склоняются к компромиссному решению – повышению стоимости проезда не на 4, а на 2 рубля. На что пойдут эти деньги?

Эко-выгода

В приоритете у руководства – зарплата водителей, работников ремонтно-механических мастерских, кондукторов. Тех, от кого напрямую зависит выполнение главной задачи предприятия. Тех, кто годами сдерживал недовольство от замершей суммы в расчетнике.

В первую очередь повышение платы за проезд отразится на водителях. Они получают процент с продажи билетов. Тариф увеличится, и сумма окажется больше.

Кроме того, в планах покупка новых автобусов.

Последний раз автопарк предприятия обновлялся в 2009 году. Тогда купили 13 новых автобусов. Срок службы – 8 лет. Даже последним приобретениям пора на отдых, а ведь ездят «ЛиАЗы» 2003, 2006 и даже 1998 годов выпуска.

Механики Горавтотранса – золотые руки – умудряются держать на ходу эту технику, обеспечивая не просто выход в рейс, но и его безопасность для пассажиров. А сломайся автобус – водители в минусе. Во время простоя им выплачивается 2/3 средней заработной платы. «Конечно, лучше на линию», – говорят они.

Модернизируя работу, сейчас в Горавтотрансе внедряют систему валидаторов. Пока транспортные карты разрабатываются. В перспективе можно будет, как в Москве, купить карточку, пополнить счет, активировать и ездить, списывая электронные средства, а не бренча монетками. Сбербанк, обменивая зарплатные банковские карты, новые выдает с уже интегрированным транспортным приложением. Свои карты будут для пенсионеров, студентов, школьников (ведутся переговоры, чтобы ученики могли расплачиваться деньгами с транспортной карты даже в школьных столовых).

Мы уже рассказывали, что Горавтотранс хотел бы закупить электробусы. Представители думы, администрации ездили в Набережные Челны, смотрели технику. Есть расчеты: стоимость обслуживания автобуса, обеспечивающего его суточный пробег, составляет 3-4 тысячи. Это не только заправка, но и иные расходы. Обслуживание электробуса обойдется в 500-800 рублей, окупая его за несколько лет.

Экономично, экологично, выгодно, но… дорого. Электробус на 22 посадочных места стоит около 18 миллионов, а партия должна быть не меньше 10 штук. Даже с учетом скидок и шагов навстречу у предприятия (да и городского бюджета) таких денег нет. Это не означает, что от идеи откажутся. Предприятие должно развиваться.

Работа продолжается. Руководство Горавтотранса, администрация и депутаты ведут ее вместе. Будем надеяться, что доведут до победного, безубыточного конца.

Т. Володина, фото Е. Пегоевой

Автор: Татьяна Володина

 
По теме
27 марта 2024 года Сокольским районным судом  Нижегородской области рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении гражданина, совершившего мелкое хулиганство.
Штрафы на общую сумму более 1,5 миллиона рублей взыскали судебные приставы Арзамасского районного отделения судебных приставов ГУФССП России по Нижегородской области благодаря вынесенным запретам на совершение регистраци
Нижний Новгород 100 лет назад - Государственная архивная служба Интересно узнать, чем жил наш город 100 лет назад, с помощью газеты «Нижегородская коммуна»  29 марта 2024г.?
Государственная архивная служба
Дело возбудили по факту мошенничества при строительстве школы в Павлове - Newsroom24.Ru Ход расследования контролируются прокуратурой. В Павлове Нижегородской области по результатам проверки, проведенной прокуратурой, возбуждено уголовное дело по факту мошенничества при строительстве школы.
Newsroom24.Ru
Больницу и медпункты ремонтируют по нацпроекту - Газета Лукояновская правда Ремонтировать лечебные учреждения Лукояновского округа и приобретать для них новое медицинское оборудование помогает программа модернизации первичного звена здравоохранения национального проекта «Здравоохранение».
Газета Лукояновская правда
В помощь передовой! - Газета Районный вестник 28 марта из Первомайска в зону СВО выехал очередной гуманитарный конвой Машину для доставки, как и в предыдущие поездки, предоставило муниципальное казённое учреждение «Благоустройство».
Газета Районный вестник
Яна Поплавская: "На защите Родины стоит вся страна - ребята на фронте, а мы здесь, в тылу" - Газета Знамя Актриса театра и кино Яна Поплавская, которая станет одним из почетных гостей Национальной премии «СВОИМ» в Нижнем Новгороде 29 марта, заявила о важности проведения подобных мероприятий и вручения наград людям,
Газета Знамя
Успехи юных лукояновских художников - Газета Лукояновская правда В Череповце прошел IV Всероссийский конкурс детского изобразительного творчества, в числе лауреатов которого есть и лукояновцы.
Газета Лукояновская правда